МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Цены на газ в Европе во многом будут зависеть от того, насколько суровой будет погода в период отопительного сезона, при этом потенциально они могут достичь двух тысяч долларов за тысячу кубометров, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
Цены на газ в Европе резко выросли в последние месяцы, с начала августа — более чем вдвое. Пятого октября фьючерсные цены в моменте превышали рекордные 1450 долларов.
В «Газпром экспорте» считают, что предпосылок для скорого изменения ситуации нет, поскольку европейский рынок испытывает давление из-за большого спроса на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии. Почти весь свободный СПГ в мире ушел в этот регион, из-за чего к концу сентября в Европе образовался дефицит газа в 14 миллиардов кубометров, необходимый для заполнения подземных газовых хранилищ (ПХГ), из которых в отопительный сезон отбирается газ.
«Мы не исключаем цену и 2000 долларов, поскольку Европа сейчас вынуждена конкурировать с Азией за поставки свободных объемов газа, и тут все будет решать цена», — считает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. По его словам, стоимость газа тесно связана с тем, насколько предстоящая зима будет холоднее или теплее, чем среднеисторические значения.
В свою очередь аналитик по нефтегазовому сектору «Атона» Анна Кишмария считает, что спрогнозировать ситуацию на спотовом рынке газа на данный момент крайне сложно. «При этом текущее положение дел скорее временное и в зависимости от суровости зимы может исчисляться месяцами отопительного сезона», — отметила она.
По словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ситуация на газовом рынке сложилась экстраординарная, а отопительный сезон еще только-только начинается.
«Газ уже вдвое дороже нефти и раза в четыре дороже угля, который тоже побил исторический максимум. И, видимо, это не предел, так как в сезон оперативно и эффективно заместить газ довольно сложно, а по идеологическим причинам и вовсе невозможно. Нарастить предложение газа тоже нелегко. Это говорит, что худшее (для потребителей в первую очередь), вероятно, еще впереди», — отметил Гривач.